Как готовили штурманов в Рязанской высшей авиационной школе?

Общество

В рамках телемарафона «Низкий поклон, Вам, ветераны» мы продолжаем рассказывать о том, какой вклад внесла Рязанская область в дело Победы. Мало кто знает, но наш город был важным центром подготовки авиационных кадров. Именно здесь накануне войны открыли высшую авиационную школу штурманов.

Объявление, которое наизусть знает едва ли не каждый житель всего бывшего Союза, летчикам дальней авиации, в общем-то, было и не нужно, ведь военные раньше гражданских узнали о нападении Германии. Рязанская высшая авиационная школа штурманов тогда работала лишь год, и нужно было срочно менять программу. У руля, а точнее штурвала школы тогда стоял рязанец, герой Советского Союза Александр Беляков, штурман в легендарном беспересадочном полете Чкалова через Северный полюс. Ветеран Владимир Мазеев вспоминает: Беляков вникал во все, лично ходил по аудиториям. Работали на результат.

Полевыми аэродромами тогда стали колхозные поля и относительно ровные площадки в пойме Оки. Учили на разные машины, но рабочей лошадкой дальней авиации стал бомбардировщик ДБ-3 и его модификация ДБ-Ф3, позже он получил название ИЛ-4. Сегодня один из самых ценных экспонатов в дягилевском музее – модель этого самолета.

Экипажи Рязанской школы штурманов обнаруживали вражескую технику и группировки войск – и на них летели бомбы. Но обстрелу подвергался и учебный центр: немецкие летчики неоднократно пытались прорваться к дягилевскому аэродрому. Когда линия фронта подошла вплотную, школа была передислоцирована в Среднюю Азию, в Карши. Но самолеты продолжали взлетать с рязанских полей.

В первые годы войны бомбардировщики летали без сопровождения истребителей – тех просто не хватало. Возвращались в итоге далеко не все. Но поток тех, кто хотел сбросить фашистов с небес, не иссякал. За военные годы Рязанская высшая авиационная школа штурманов подготовила и направила на фронт более 2 тысяч специалистов. 20 выпускников впоследствии получили высокое звание Героев Советского Союза.

Комментарии

Комментировать: