В Скопине готов начать работу в полную силу Центр народных художественных промыслов и ремесел. Отдельную прописку сотрудники музея ждали очень давно. Сейчас город может вполне претендовать на столицу гончарного искусства. Сюда каждый год съезжаются мастера со всей России, ближнего и дальнего зарубежья.
Волгоградская форма Кюхля, рядом Нижегородская керамическая глазурь – технология сложная, ведь в каждой грани узора заключен кристалл – на солнце филигранный рисунок играет немым великолепием. А это гжель, как она есть. Её неизвестная страница биографии. В отличие от голубого рисунка, майоликовая гжель куда древнее. Техника редкая, а потому и ценность на высоте.
Эти поделки из села Балхар, что в Дагестане. Там тоже очень древние традиции лепки, росписи и обжига керамики. Своеобразная манера – на крошечных, механических кругах – женщины и только женщины воссоздают национальный колорит. Важная особенность – перед тем, как сесть за круг, мастерица надевает парадное платье, и это словно дань древнему искусству.
В музей керамики в городе гончаров слетаются обменяться опытом мастера не только из разных российских городов: гостей из ближнего и дальнего зарубежья приводит сюда желание поделиться новой техникой.
Художник-керамист Сергей Красников считает мастер-классы возможностью поделиться старинным ремеслом. Весь секрет на кончиках пальцев, рассказывает он. Дети, подобно глине, – в них главное заронить творческое зерно и научить индивидуальному самовыражению.
Впрочем, кто сказал, что музей лоббирует лишь интересы гончаров. На втором этаже сейчас вносятся последние штрихи в обустройство интерьера. Именно туда переберется в скором времени экспозиция изделий различных промыслов, которыми знаменита Рязанская земля. Вот они – михайловское кружево, шиловская лоза, кадомский вениз – совершенно хрустальное плетение, которому нет равных, потому и за стеклом можно любоваться лишь глазами.