Привести в порядок памятники на Лазаревском кладбище требуют горожане. Погост – объект истории. Здесь захоронены герои трех войн, начиная с русско-японской. Большинство могил посещать некому.
Такое ощущение, что мы находимся не на Лазаревском муниципальном кладбище в центре Рязани, а в дальней рязанской глубинке на заброшенном сельском кладбище, сплошь заросшем крапивой. Причем заросли такие, что во многих местах даже не видно памятников. Ухожена только центральная дорожка, а чуть в сторону – и сразу натыкаешься на соревнование махровых сорняков на могилах. Ржавые ограды и падающие кресты только подчеркивают наше беспамятство. Это кладбище было заложено в 1784 году на южной окраине Рязани, а теперь оказалось в самом центре города. Здесь покоятся участники Бородинского сражения, русско-японской, Первой мировой, Великой Отечественной войн нашли свое упокоение и жертвы сталинских репрессий. В советское время кладбище, как и храм, хотели снести, но общественность отстояла. Теперь его называют историческим некрополем Рязани, хотя давно уже здесь не хоронят. А вот неухоженность святого места возмущает многих. Даже создан Общественный комитет по спасению Лазаревского кладбища.
Как уверяет дотошный краевед, благодаря этим субботникам могилы известных рязанцев, среди которых художник-иконописец Николай Шумов, композитор Михаил Виноградов, родители нобелевского лауреата Ивана Павлова все-таки привели в божеский вид. Но сколько безымянных могил бесхозно утопают в чертополохе! Потому что это историческое место требует постоянного и пристального внимания. Только оказывается, что у кладбища есть хозяин, который и обязан следить здесь за поддержанием благоустройства и уборкой мусора.
Только почему-то "плановый режим и контроль" "Ритуала" пока расходятся с практической необходимостью рязанского некрополя. Но уже на следующий день после приезда съёмочной группы ситуация на Лазаревском кладбище кардинально изменилась. Траву начали косить, а мусор обещали вывезти. Конечно, прибрать за один день всю территорию кладбища не удастся, но то, что начало положено, не может не радовать! Грустно только, что дело сдвинулось лишь после вмешательства журналистов.