Его называли русской чайной машиной и душой стола, а покупали как бедные, так и богатые. Сегодня самовар – это почти забытый и скорее интерьерный предмет. Однако в последние годы набирают популярность самоварные вечеринки. Когда чай заваривают по правилам, а за столом собираются поклонники русской кухни.
Форм самоваров десятки, как и материалов, из которых делают детали к ним. Когда в руки мастера попадают экземпляры в совсем плачевном состоянии, приходится создавать элементы практически с ноля. Но порой донорами становятся другие образцы, уже не подлежащие восстановлению. В зависимости от времени выпуска и сохранности одна и та же модель может выглядеть совершенно по-разному. У Руслана Михеева в коллекции около 80 самоваров. От крошечных – на одного человека, такие называются "эгоист", до ресторанных и монастырских на десятки литров.
На каждом углу восточные чайные церемонии, и возрождать культуру русских чаепитий в Рязани пока не спешат, сетует Руслан. Хотя это тоже целая культура, сохранение традиций и частичка эстетики. Самовары включали в приданое, передавали по наследству, дарили. Через самовары можно проследить за модой и историей. Те, кто победнее – приобретали обычный самовар, элита могла позволить фасонный, со специальным столиком. Порой цена за самовар могла исчисляться несколькими коровами. Продавали на вес и поштучно. И, конечно, хитрили.
В мечтах коллекционера приобрести самовар переносной – такие создавали для кабаков. Напоминают современные термосы. Но найти ценный и старинный экземпляр в хорошем состоянии стоит усилий и, несомненно, денег. Руслан рассказывает, что сегодня многие, желая заработать, несут к нему советские штампованные самовары. За такие реставраторы берутся не всегда. Говорят, что это как сравнивать ретро-кадиллак и разваленный Уазик. А вот восстанавливать поистине ценные во всех отношениях экземпляры – целое искусство, где применяются не только сварка и механическая работа, но и чутье, и вдохновение художника.