Дом в небольшом селе Зимино Захаровского района когда-то был блестящим образцом классической архитектуры. С тех пор здание сильно обветшало, на то, чтобы провести полноценную реставрацию, нужны большие деньги. А ведь возрожденная усадьба с ее фруктовыми садами, липовой рощей и каскадом прудов могла бы стать настоящим туристическим магнитом. Напомнить об этом еще раз решились добровольцы.
Характерный для эпохи высокого классицизма комплекс включает главный дом и два флигеля. Они соединены между собой галереями-переходами, здесь были оранжереи. Этот памятник архитектуры федерального значения уже несколько десятилетий не знает хозяйской руки и приходит в упадок. Перекрытия обрушились, на крыше растут березы, лианы дикого винограда оплели фасад, но по-прежнему здание стойко сохраняет следы былого великолепия. Полы и крыльцо здесь вымощены именной плиткой, на обороте которой можно увидеть инициалы производителя. Сквозь поросль до сих пор читаются фрески в античном стиле. И даже руины не могут скрыть прежнего богатства барского дома. Когда-то здесь проводили балы, а дочери владельца поражали своей красотой.
В разное время усадьба принадлежала помещикам Денисьевым, Клечановским, самые известные владельцы – Желтухины, здесь вырос морской офицер, исследователь Тихого океана Федор Желтухин, в честь него назван остров, являющийся самой южной точкой Владивостока.
Как и в любом барском доме здесь есть свои легенды.
«Самая распространенная легенда о том, что существует подземный ход, что есть дверь железная, которую никак никто не может найти, которая ведет через пруд, в подземный ход и в нашу церковь», - краевед Мария Фирсова.
В усадебный комплекс входили фруктовые сады, липовая роща, конный двор, каскад прудов с насыпными островами по центру, где стояли беседки и Воскресенская церковь - тоже памятник архитектуры федерального значения. Со стен храма до сих пор смотрят образы святых, а в полуразрушенные окна над фронтонами заглядывает солнце и корни растений.
Церковь перестраивалась три раза, сначала она была деревянной, затем каменной и только в середине 19 века была построена в таком архитектурном стиле - в одном ансамбле с барской усадьбой.
После революции церковь первым делом лишилась колокольни, затем здесь хранили зерно, удобрения и чинили трактора.
Если не восстановить, то хотя бы привести комплекс в порядок решили общественники.
«С первого взгляда понял, что мне очень нравится это место и хочется сделать так, чтобы оно не пропало и осталось и детям, и потомкам. Чтобы мы это не потеряли, потому что это действительно часть нашей истории и, если мы не будем следить, то просто пласт этой истории потеряем», - рассказывает инициатор восстановления усадьбы Антон Лаврушин.
Антону удалось организовать группу волонтеров из числа местных жителей и неравнодушных горожан. Они собираются очистить территорию от мусора и зарослей, это уже даст возможность туристам любоваться сохранившимся архитектурным комплексом. А если у барского дома появится и арендатор, для усадьбы это будет шанс на возрождение.