Архитектурное достояние Рязани: дом на улице Ленина

Культура

Наша постоянная краеведческая рубрика — как всегда, по понедельникам, рассказываем об истории интересных зданий. Сегодня узнаем, чем уникален один из домов на улице Ленина.

В начале 20 века это была окраина Рязани - Ямская слобода. Вдоль бывшей Астраханской, а позже улицы Ленина сплошь стояли одноэтажные деревянные дома – вот они на старинном плане, угловой с нечетной стороны - пожарная полицейская часть. Художник заботливо прорисовал и разбитые окна, и трещины на стенах. Понятно, что здание ветхое. В 20-х годах его  сносят, расчищая место под амбициозные планы молодого архитектора Сошкина.

На плане мы видим перспективу развития этой улицы, но успевает он построить только один дом, потому что в 29-ом году уже в январе месяце Рязанская губерния упраздняется, она теряет свою самостоятельность, Рязань — уже не центр региона, а просто районный город. И тех средств в городе нет, и Рязань как будто скатывается к прежнему к одно- двухэтажному деревянному строительству.
Екатерина Дворникова, заведующая отделом публикации и научного использования документов ГБУ РО «ГАРО».

Алексей Сошкин тоже очень скоро уйдет в историю, в 38 его не станет, но построенное им здание живо до сих пор.

Этот дом в начале улицы Ленина, мимо которого проходят, не считая его чем-то примечательным, на самом деле памятник короткому, но вдохновляющему периоду в истории искусства. В конце 20-ых после гражданской войны, голода и разрухи начинается масштабное градостроительство, и в молодой стране Советов рождается новый архитектурный стиль – конструктивизм.    

Его характер - большие окна, лаконичность декора, многосоставная геометрия, как здесь, где с центрального фасада три этажа, а продолжение прирастает еще одним ярусом. Главное же - полное использование всего пространства. К примеру, как этот угол выглядит изнутри, видно на плане: прихожие или кухни - треугольной формы. Кстати, в доме были все удобства кроме газа, что по тем времена – роскошь.

Квартиры поражают своими размерами, может они были коммунальными, но комнаты — просто салоны, даже по меркам нынешнего времени, огромные половицы, которые сохранились, окна боковых фасадов больше по размерам, чем в центральной части — свет должен быть постоянно в доме, не будем забывать, что санитарные нормы по освещению объемам воздуха были строгими, были направлены на здоровье советских граждан.
Елена Графшина, заведующая культурно-образовательным экскурсионным отделом музея истории молодежного движения.

Историк-краевед Елена Графшина сожалеет, что здание не сохранило первоначальный облик. Соседний институт культуры сместил акценты. Аляповатые вывески и пристройки нарушили  строгость формы, а цвет - далек от задуманного, архитектор видел дом серым с красной крышей.  Так уникальность теряется в визуальном мусоре, превращая памятник советской творческой мысли в непримечательное сооружение.

 

 

 

Комментарии

Комментировать: