В библиотеке имени Горького открылась выставка «Культурные корни»

Культура

В Рязани открылась фото-экспозиция «Культурные корни», посвящённая русскому, татарскому и мордовскому народам, проживающим в Рязанской области.

О том, что в нашем регионе проживает несколько народностей, знают практически все. Путешествуя по области, сталкиваешься с непривычными названиями сел и деревень. Так, Ермишь - раньше Ермѝшь, Кады̀м - сейчас Ка̀дом, Шилово, Мокша, Касимов, Вобша, Шило̀кша - это слова из татарского языка. Точнее, его мишарского направления, мишары - это лесные татары, потому - и Мещёра. А вот топонимы, Пѝлис, Сту̀бле, Кѝструс, Свѝнчус, Вы̀желес, Индрис, Ку̀рша, Ча̀ндрис - все это наследие финно-угорских племен, живших на территории области еще в 13 веке. Они есть и сегодня в рязанских городах - мордва - очень большая этническая группа, проживающая в регионе.

Познакомиться с культурным многообразием можно на фотовыставке, она так и называется "Культурные корни".

Глядя на эти чудесные фото, в каждой из них что-то родное, не потому, что я сам родился на востоке нашего региона в Касимове. А потому что всё это многообразие культура лежит в основе нашего рязанского культурного кода.
Арсений Вилков, протоиерей, настоятель Вознесенского храма г. Рязани.

И зрители, и выступающие отмечают, этническое многообразие Рязанской области - это особая часть нашего культурного кода, и разорвать корни, сложившиеся на протяжении многих веков, невозможно. Ведь в той же Ермиши, кроме русских, живут и мордва, и татары. Даже здания там остались те - построенные сотни лет назад. А вот среди густой травы - мечеть. Село Азеево Ермишинского района. Такие же есть в Сасовском, Касимовском, Кадомском районах, ведь там проходит западная граница татарского расселения в РФ.

Все три этноса в течение веков осуществляли культурный обмен. В процессе этого обмена сформировалась уникальная культура, с одной стороны — можно выделить корни: татарские, русские, мордовские, но с другой – мы видим синтез культур.
Владимир Горнов, учёный секретарь библиотеки имени Горького, кандидат исторических наук.

Так, ученые до сих пор спорят, Темгеневское городище в Сасовском районе - оборонительное сооружение - чье - славянское или угро-финское? Ответа нет. Кстати, правильнее говорить мордовцы. Этим словом русские именовали два разных народа, проживавших на одной территории: мокшу и эрзя. Так вот мордовцы добровольно шли в служивые люди, которых потом направляли на рязанское пограничье "Дикое поле". И вместе с со славянами сражались за Рязанскую землю в битве на реке Листани в 1444 году.

В глубину истории пришлось погрузиться сотрудникам Горьковской библиотеки, именно они авторы выставки.

Наши маршруты разделялись по географическому признаку. В основном это были поездки на северо-восток в Касимовские города и села, где проживали татары. Это Касимов, село Подлипки Касимовского района. А также село Азеево и Бастаново. Это был своеобразный итог татарского направления.
Евгения Фокина, сотрудник центра «Мир и Я» библиотеки имени Горького.

Культурное и историческое путешествие состоялось благодаря выигранному губернаторскому гранту. Все фотоработы собраны в одной книге.

Комментарии

Комментировать: