Это древний славянский обряд, который слился с Рождеством. Он отличается особым весельем и задушевностью. До самого Крещения ряженые будут устраивать шумные представления.
Колоритная юбка цвета пламени из сундуков старожилов Кадомского села Игнатьево, обязательно расписной платок, повязывается по-особому, и, конечно, пунцовая помада - единственный атрибут, что был недоступен сельским модницам прошлого, собирающимся колядовать. Для Дарьи Волковой традиция Святок - такой теплый и дорогой кусочек детства, когда мама и брат, друзья и соседи звонкой голосистой толпой шли по центральной улице села, заглядывая в каждые распахнутые двери.
Переехав в Рязанский район, делится Дарья, привезла с собой и багаж святочных песен Кадома, что собраны тетей - этнографом-любителем, и костюмы, что собирала мама. Теперь они в деле.
Надо сказать, коляда - традиция хлебосольная, раскрывающая всю полноту русской души, может, потому она настолько пластична, что подстраивается под каждую эпоху. С Христианством приобрела благочестивый вид и Рождественскую звезду. Порой уходила в подполье, оставаясь лишь в сборниках фольклора. Когда Россия вновь стала нуждаться в самобытности, вернулась фейерверком святочных песен.
Щедрые дары ряженым - залог сытого года для самих хозяев, а кто жадничает, потом непременно пожалеет, так считали наши предки.
От Рождества до Крещения возглавляемая звездарем – тем, кто несет главынй символ - коляда колесила по окрестностям, а сегодня она возрождается и также чиста и наивна как ребенок.
Свои присказки были не только у каждой губернии, но, пожалуй, у каждого большого села - где-то тягучие напевы, где-то речитатив, но все об одном. Объединяющие большую страну как семью, колядки были радостью, которой в избытке делились предки и которой робко улыбается современный мир, удивленно вслушиваясь в этот голос из прошлого.