199 лет со дня рождения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Общество

Его произведения — ценный образец мировой сатиры. Он обличал общественные пороки: чванство, пошлость и глупость. А в Рязани его запомнили еще и как честного вице-губернатора.

Хрестоматийный образ с окладистой бородой - отнюдь не таким Салтыкова-Щедрина впервые увидели в Рязани. 1858 год, новому вице-губернатору на тот момент всего чуть больше 30-ти, но морщинка меж бровей, что станет суровой складкой, уже была заметна.

Поселился Михаил Евграфович в доме на перекрестке Николодворянской и Астраханской. Снимал два этажа, оплачивали аренду - 600 рублей - из казны. Частых приемов эти стены при Салтыкове не видели, не по душе ему была чиновничья среда, и редких друзей он выбирал лишь среди единомышленников, таких же идеалистов. 

Одна из таких — Надежда Дмитриевна Хвощинская, в доме которой на Семинарской, 10, он часто бывал. Познакомился в его первый приезд, когда Рязанский губернский комитет обсуждал условия отмены крепостного права, это было в 1858 год.
Наталья Куликова, научный сотрудник литературного отдела РИАМЗ.

Поначалу Салтыков, а именно так он записан в архивных документах Рязани, добавочная фамилия Щедрин появится уже в советское время, активно взялся за перестройку системы.

Чиновник, который пытается реально что-то исправить. Достаточно жесткий, который не терпит казнокрадства, бюрократии. Который старается относиться к представителям разных сословий одинаково. Если речь касается судов, известна история, как с его приходом, он смог решить длительный судебный процесс крестьянской семьи против помещика.
Екатерина Дворникова, заведующая отделом публикации и научного использования документов Государственного архива Рязанской области.

Но архивы оказываются беднее народной молвы. Свидетельств пребывания Михаила Евграфовича немного, среди них формулярный список - отдаленный прообраз трудовой книжки,  где перечислен весь служебный путь до Рязани, сколько отпусков брал, какое жалованье получал. В документах текущего делопроизводства редко, но встречаются его автографы, как этот, что под прошением о помиловании польских беглецов. А еще, демонстрирует Екатерина Дворникова, история в двух листах, произошедшая уже после смерти писателя. 

«До сведения дошло, что в городе Рязани производится сбор денег на образование при литературном фонде капитала имени Салтыкова». Он умирает, и в Рязани начинается сбор средств. Губернское жандармское управление сразу засуетилось, в деле — всего два листа, одно — письмо губернатору от начальника жандармского управления, где он спрашивает: «А кто разрешил собирать деньги?», а губернатор пишет: «Ко мне никто с просьбой никто не обращался». Эти два листа показывают и отношение самих рязанцев, которые начали собирать средства не по чьей-то указке. Но вот сразу жандармы засуетились, бывает и такое.
Екатерина Дворникова, заведующая отделом публикации и научного использования документов Государственного архива Рязанской области.

Самый честный вице-губернатор Рязани продержался на посту всего 3 года. После он еще раз вернется в губернию как управляющий казенной палатой. Займет дом уже поскромнее, вот он - открывает историческую часть улицы Абрамовой, а ныне Салтыкова-Щедрина. Но через год  оставит и этот пост.

Годы пребывания небольшие: 1867-1868, но очень важные для него, как для человека, писателя, чиновника. Здесь завершается путь государственного человека, он уходит с гослужбы, пишет прошение, император пишет: «Разрешаю». И он уходит на вольные хлеба к Некрасову.
Игорь Канаев, краевед.

Помпадуры и помпадурши, которыми так изобиловало чиновничье общество, в том числе и рязанское, навеки будут высечены в памяти  острым клинком сатиры Салтыкова-Щедрина, а время покажет, что эти образы до сих пор актуальны.

Больше новостей - в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.

 

Комментарии

Комментировать: