К сожалению, не всякий человек, услышав имя Николая Ивановича Пискарёва, скажет, кто это. А вот взяв в руки книги с иллюстрациями, обязательно воскликнет - я такую тоже читал. Николай Иванович - известный гравёр. Входил в плеяду наравне с такими именами, как Фаворский, Кравченко. Он был профессором в Строгановском училище. Но потомки и последователи вспоминают его не только как изумительного педагога и защитника архитектурных и культурных ценностей, но и как изобретателя.
Он изобрел станок пантограф — это прибор, который делал буквы нужного размера для книги. Этот прибор тоже изобрел мой дед.
Ирина Пискарёва, художник, внучка Н.И. Пискарёва.
Кстати, к книге у Николая Пискарёва было вообще особое отношение - именно он ввел понятие, так называемого, комплексного оформления книги. То есть, по мнению гравёра, художник должен не только иллюстрировать отдельные главы произведения, но и создавать весь макет печатного издания - это шрифт, разработка декоративных линеек и орнаментов, оформление титульного листа - таким образом, фолиант становился единым ансамблем, предметом культуры.
В нашем собрании 2 офорта станковых, но главная слава Пискарева — книжная графика. Центральным экспонатом является иллюстрации к Анне Карениной.
Нина Павлова, старший научный сотрудник Рязанского государственного художественного областного музея им. И.П. Пожалостина.
Работа над романом Толстого стала вершиной творчества Пискарёва - считают критики. Он мастерки сумел соединить сюжетные изображения с символическими. Тема трагической судьбы Анны обозначена уже в титульном листе: цветущее дерево с обломанной ветвью.
Иллюстрирование таких ответственных текстов — это режиссерская работа. Надо выбрать главные эпизоды, выразить в гравюре те смыслы, которые заложены в тексте — Пискарёв с этим прекрасно справился.
Нина Павлова, старший научный сотрудник Рязанского государственного художественного областного музея им. И.П. Пожалостина.
Первым же книжным заказом у Пискарёва было оформление пьесы Луначарского "Освобожденный Дон Кихот". Здесь художник, хорошо знакомый с линогравюрой и офортом, наконец, попробовал себя в ксилографии - это гравюра на дереве. Работы Николая Ивановича рязанский зритель видит впервые - этот автор еще ни разу в нашем музее не выставлялся. Хотя его произведения есть в Третьяковской галерее и Русском музее. Через месяц выставку закроют и всё уберут в фонды, есть правила хранения и нарушать их нельзя. Так искусство, рожденное в далеких прошлых веках, живет и сегодня.