Бывшая узница концлагеря Мария Егорова рассказала свою историю освобождения

Общество

Через нацистские лагеря прошло 18 миллионов человек. Свидетелей тех событий остается все меньше, до наших дней дожили малолетние пленные. Среди них была рязанка Мария Егорова.

Марии Михайловне Егоровой – 88 лет, но она отчетливо помнит все, что было в детстве. Когда началась Великая Отечественная война, 4-летняя Маша жила в небольшом селе Калужской области вместе с мамой, бабушкой и старшей сестрой. В 1941 малую Родину Марии Михайловны заняли фашисты и поселились в домах местных жителей. 

Немцы были разные, которые заселяли. Одна партия, я помню, была более дружелюбная, даже один котелок каши, который они готовили, нам отдавали, один сами съедали.
Мария Егорова, узница концлагеря.

Вскоре бабушке с внучкой удалось бежать в соседнюю деревню. Но туда пришли финны. Они в морозы выгоняли всех людей полураздетыми на улицу и под конвоем вели в концлагерь Брянской области.

Бабушка плачет. И возьмет то мою ручонку в полушубок. Помню, у нее полушубок такой был небольшой. И она то мою руку погреет, то сестрину.
Мария Егорова, узница концлагеря.

Мария Михайловна вспоминает, как взрослых в концлагере заставляли работать. И каждый обязан был строго выполнить свою норму, иначе били кожаной плетью. За непослушание наказывали и детей, порой забивая до смерти. При этом узники жили впроголодь, их кормили несоленой баландой из перемолотой гречки.

Как только мама Марии узнала о том, что семья в концлагере, пошла к ним, прихватив с собой скудные запасы еды, в том числе, репчатый лук. 

Бабушка нас ночью разбудит, потому что голод был, она эту луковицу натощак всем – и маме, и всем давала. И пока мы жили там, начался брюшной тиф, дети поголовно умирали, а мы из семьи – никто.
Мария Егорова, узница концлагеря.

Узников Брянской области переводили из одного концлагеря в другой. В итоге они оказалась в Белоруссии, где их и освободили советские солдаты. Людей поселили в школе, старались кормить и лечить. И это еще одно спасение Марии Михайловны, в лагере девочка заболела воспалением легких и могла погибнуть. 

Наши военные говорили матери, не торопитесь домой, у вас там ничего нет, все разрушено, вы там с голоду умрете все равно. Как все закончится, то будете уже все восстанавливать, а сейчас не возвращайтесь. И так мы до 45 года. В 45-м мы вернулись на родину.
Мария Егорова, узница концлагеря.

Мария Егорова вынесла все тяготы. У рязанки – двое сыновей. Младший - тренер, учит детей играть в теннис, а старший пошел по стопам отца, став офицером. Сейчас живет с мамой, вместе ведут хозяйство, следят за новостями и уверены в скорой победе русских бойцов.  

Комментарии

Комментировать: